ВЛАДИМИР КОРОЛЁВ (funnyking) wrote,
ВЛАДИМИР КОРОЛЁВ
funnyking

Categories:

Крушение «Невского экспресса»

Главная и, увы, трагическая новость недели — теракт, совершенный на Октябрьской железной дороге. В результате крушения «Невского экспресса», по уточненным сегодня данным, погибли 25, пострадали около ста человек. Остается неизвестной судьба 12 пассажиров.

Уже установлено, что причиной крушения стало самодельное взрывное устройство мощностью в семь килограммов в тротиловом эквиваленте. Таковы данные ФСБ. Информация о лицах, которые, возможно, причастны к подрыву поезда, как говорят в МВД, вроде бы есть. Кроме поиска преступников (возможно, их несколько), важнейшая задача сейчас — помочь пострадавшим и семьям погибших

Корреспондент НТВ Владимир Чернышёв попытался восстановить события роковой пятницы, обратил внимание на некоторые детали, а также суммировал главное, что известно к этой минуте.

Билет на «Невский экспресс» с пятнами крови, датой и местом в роковом вагоне — теперь для его обладателя как память о чуде. Ведь даже запутавшийся галстук тянул пассажира Валерия на тот свет, но он остался жив.

Валерий Тимофеев, пострадавший: «Было очень сложно выбраться, потому что сверху полетели сиденья, обломки. Я был в галстуке, и он зацепился за что-то. Я еле освободился, чтобы можно было дышать».

Обломки разрушенных в крушении вагонов еще лежат возле путей. Но утром воскресенья дорогу восстановили полностью, и поезда пошли вновь. «Невский экспресс» снова в расписании на следующей неделе. Только человеческая трагедия восстановлению не поддается.

Самый быстрый поезд России везет тех, кто живет быстро, и словно превращает для них две столицы в два района одного мегаполиса. Дорога в московских пробках с юга на север может порой занять не меньше времени, чем путешествие на «Невском экспрессе».

Это обычная для многих дорога из Москвы в Петербург. Шесть дней в неделю по вечерам «Невский экспресс» отходит от Ленинградского вокзала в Москве и от Московского в Петербурге. Из Москвы — в 19:00, а в Петербург прибывает в 23:30.

Быстрота, комфорт, кино в дороге и плавный ход. Если не смотреть в окно, не догадаться, что скорость под 200 километров в час. Это не просто поезд (пока не пущен новый скоростной «Сапсан»), это технический символ связи двух главных городов страны.

Только в эту пятницу «Невский экспресс» до пункта назначения Петербург не дошел. Второй раз в своей истории. Только сейчас последствия более трагические.

В пятницу вечером, когда «Невскому экспрессу» оставалось около двух часов пути до Петербурга (285 километров), миновав Бологое, на перегоне Алёшинка — Угловка он следовал со скоростью свыше 150 километров в час. Около половины десятого вечера раздался хлопок, три вагона в хвосте поезда сошли с рельсов, и состав начал экстренное торможение.

В ночной темноте, под дождем пассажиры и бригада поезда сами начали спасать раненых — место крушения среди лесов и болот, до крупных населенных пунктов далеко, и быстро подъехать к месту аварии «скорой помощи» и спасателям было трудно.

Игорь Печников, пассажир поезда «Невский экспресс»: «Мы выносили людей. Вынесли 20 лежачих человек, еще порядка 10 с рваными и черепно-мозговыми травмами дошли сами. Три женщины, которых мы вынесли, умерли».

Надежда Милюкова, главный врач станции Скорой медицинской помощи г. Вышнего Волочка: «Доехать туда было очень сложно, потому что это проселочная дорога, очень большие канавы и лужи. Там нужны вездеходы и УАЗы».

Разрыв рельса и небольшая воронка — эту причину катастрофы заметили еще ночью, когда в кромешной темноте стало ясно, что три вагона оторваны от состава и разбросаны на значительном расстоянии — состав тормозил еще около минуты после аварии.

Те, кто находились в трех хвостовых вагонах под номерами 1, 2, 3 (нумерация вагонов на Петербург идет со стороны Москвы), пострадали больше всего. Выжившие в этих вагонах даже не понимают, как спаслись. В своих блогах в Интернете теперь многие описывают ощущения во время аварии, но фиксируют и обстановку вокруг.

«Несколько мужчин в вагоне пострадали не сильно, некоторые вообще отделались ссадинами — они и организовали первичную помощь. Не обошлось без хаоса, но паники не было, люди быстро организовались. Выбили стекла, начали выкидывать сиденья и части конструкции, чтобы освободить проход и начать вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски: в этом хаосе, без всякой внешней помощи смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан в тех условиях, в которые были поставлены», — пишет пассажир «Невского экспресса».

Уже в ночб на субботу стало ясно, что воронка и разорванный рельс — результат теракта. Когда Дмитрий Медведев приносил соболезнования и проводил совещание в Кремле, было известно главное: обнаружены следы взрывчатки.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Работу нужно вести, прежде всего, в нескольких направлениях: оказание медицинской помощи и социальной поддержки, восстановление транспортировки на этом участке, восстановление соответственно движения поездов, обеспечение охраны общественного порядка. И, наконец, проведение всего комплекса следственных и оперативных мероприятий. Обо всем этом докладывайте мне».

Александр Бортников, директор ФСБ РФ: «Эксперты-криминалисты говорят, что, по предварительным данным, произошел подрыв СВУ мощностью семь килограмм в тротиловом эквиваленте. На сегодняшний момент выдвинуто несколько версий, которые активно отрабатываются, возбуждено уголовное дело по статьям 205 и 222: „Терроризм“ и „Незаконный оборот оружия». Оперативные подразделения силовых ведомств и, прежде всего, МВД и ФСБ, осуществляют оперативное сопровождение возбужденного уголовного дела“.

Глава РЖД, осмотрев место трагедии, увидел, что ситуация напоминает предыдущий подрыв «Невского экспресса».

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «Очень большой сход. Точно такой же подрыв. Точно такая же воронка. К сожалению, есть потери».

Действительно — даже время и место подрыва полотна почти совпадают. Два с лишним года назад никто не погиб, и казалось, что в ту же воронку бомба уже не попадет. Попала. Выжившие пассажиры удивляются, что за это время не продумана система спасения от подобных катастроф. Даже аптечек в поезде, уже наезжавшем на бомбу, не было припасено в достаточном количестве.

«Работа профессионалов — с учетом того, что они появились на сцене через часа полтора — в целом порадовала. Работали быстро, знали что делать. Приехали, по мнению многих пострадавших, слишком поздно. С другой стороны, я совершенно не понимаю, как туда вообще можно было быстро подъехать — это же непролазная чаща. Возможно, стоит подумать о благоустройстве подъездов по всей длине железнодорожных трасс, устраивая в определенных местах вертолетные площадки», — пишет пассажир «Невского экспресса».

В больнице города Бологое непривычная для тихой провинции суета. Раненых в результате крушения сначала развозили по близлежащим населенным пунктам.

Екатерина Иванова, пострадавшая: «Было видно, что вагон сходит с рельс. Его начало кренить, полетели вещи, мы начали переворачиваться. Вся жижа, которая есть вдоль рельс, камни, стекло — все хлынуло в вагон. Этим я сейчас и облита. Кто смог, вылезал из вагона. На самом деле нас оглушило, а глаза были засыпаны песком».

Но первые часы на месте аварии, пока шла помощь, были самые тяжелые. Уцелевшие пассажиры и бригада поезда сами организовывали спасение раненых. Среди пассажиров были сотрудники МВД, их действия помогли организовать спасательные работы в первые минуты.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «Поездная бригада, локомотивная бригада, некоторые пассажиры, в том числе три офицера УВД на транспорте, оказали помощь, помогали им выбираться из покореженных вагонов».

Итальянец Армандо Ноакко первую помощь получил от своих случайных попутчиков. Эта поддержка в трудную минуту от незнакомых людей сглаживает воспоминание о страшном приключении итальянца в России.

Армандо Ноакко, пострадавший: «Это просто трагедия. Я видел, как все люди плакали. Вы хорошие люди — помогли мне. Незнакомые люди, но помогали».

Весь день субботы велись работы по спасению людей, восстановлению дороги и расследованию теракта. На совещании у президента глава РЖД выступал по видеосвязи с места крушения. Уже пошли по отремонтированной трассе пробные поезда, но за несколько минут до сеанса связи с президентом — новая нештатная ситуация.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «Первый поезд у нас пошел, но произошел какой-то нештатный хлопок. В настоящее время оперативно-следственная группа на месте ожидает подхода минеров с собаками — еще раз проверить все, что там было».

Этот хлопок оказался взрывом — еще одно устройство было заложено на путях в районе спасательных работ. От взрыва по счастливой случайности никто не пострадал. Но это было подтверждением: террористы тщательно планировали акцию. Впрочем, глава МВД уже назвал приметы подозреваемых.

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: «Разговор идет о том, что одному из них где-то за 40 лет, коренастого телосложения, рыжеволосый».

Дорога, по которой курсировал и на которой взорвался «Невский экспресс», — первая в российской истории железная, а сегодня, наверное, самая статусная в стране. По этим рельсам идут поезда с жителями двух крупнейших мегаполисов, с высокими чиновниками, с бизнесменами, с иностранными туристами. Удар, второй за два года, был нанесен в весьма символичную точку на карте дорог страны.

Среди погибших в поезде — два федеральных чиновника: глава «Росавтодора», бывший сенатор от Петербурга Сергей Тарасов; и руководитель «Росрезерва» Борис Евстратиков.

Сегодня в Твери родственники опознавали всех погибших. Среди жертв теракта — сотрудница телекомпании НТВ, руководитель отдела авторских прав правовой дирекции телекомпании Мария Кузьмина. На днях ей должно было исполниться 30 лет. По-прежнему уточняется информация о каждом человеке, остается еще список пропавших без вести. Правительственная комиссия собирает всю информацию.

Сергей Шойгу, министр РФ по чрезвычайным ситуациям: «Надеюсь, что сегодня к исходу дня будут все опознаны. И тогда мы сможем опубликовать списки тех, кого мы разыскиваем».

Все пассажиры были застрахованы, семьи погибших получат от РЖД по 500 тысяч рублей, раненые — по 100 тысяч. Государство добавит дополнительные средства.

Дмитрий Медведев: «нужно эту работу продолжить. И выяснить судьбу каждого человека».

Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития РФ: «Предполагается, что мы должны выплатить единовременное пособие членам семьи погибших в размере 300 тысяч рублей на каждого погибшего, умершего. В равных долях каждому члену семьи. А также осуществить оплату гарантированного перечня услуг по погребению».

Когда скоростной поезд «Сапсан», в тестовом режиме курсирующий по трассе Москва — Петербург, довез не пострадавших пассажиров «Невского экспресса» до Петербурга, в вокзальных кафе, переоборудованных в медицинские пункты, многим из них продолжали оказывать помощь. И медицинскую, и психологическую.

На экспресс был продан 661 билет, на питерский перрон самостоятельно сошли 529 пассажиров. Накануне выходных, в пятницу вечером, в нем почти не было свободных мест.
Tags: МЧС, авария, взрыв, дороги, катастрофа, крушение, москва, новгород, нтв, россия, санкт-петербург, теракт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment