ВЛАДИМИР КОРОЛЁВ (funnyking) wrote,
ВЛАДИМИР КОРОЛЁВ
funnyking

Небесный щит - специальный репортаж АТН

Утро для экипажа дежурного звена началось с тревоги. Система противовоздушной обороны обнаружила в небе борт. У лайнера не было разрешения на полёт. Для истребителя МиГ-29 вмиг прозвучала команда «воздух»

Александр ПОТЕХИН, командир 61-й истребительной авиабазы (г. Барановичи): "В 9:00 поступила команда центрального командного пункта на приведении 61-й авиабазы в готовность №1. В отведенное время экипаж занял готовность в самолете, выполнил взлёт и наведение на цель"

Нормативы, просчитывающие каждую секунду действий экипажа и формируют прочный небесный щит страны



Это военная часть находится всего в полутора километрах от границы. В одном из самых живописных мест страны – Беловежской пуще. Радиолокационные станции, РЛС, как и все такие объекты охраняются с особой тщательностью. Они глаза и уши любого истребителя. Если ракета, или воздушное судно слишком близко приблизится к рубежам страны, первыми о опасности узнают именно здесь.

Игорь НОСЕБЯНЦ, начальник радиотехнических войск, ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Беларуси: "Мы знаем о каждом воздушном объекте, который законно будет находиться на территории Беларуси. Очень ответственная работа. В режиме реального времени ведётся обнаружение воздушных объектов и информация передаётся на командный пункт. С помощью него оперативный дежурный контролирует воздушную обстановку, отдаёт указания дежурному по расчету на взятие на сопровождение воздушных объектов, обнаруженный как на наших территориях, так на и за госграницей Беларуси".

Мощная вычислительная техника предскажет направление воздушного объекта. С момента, когда судно, без опознавательных знаков, обнаружила электроника, здесь на земле начинается напряжённое противостояние машиной и человеком. По защищённым каналам связи на командный пункт офицер докладывает сухую информацию. Ничего лишнего – каждое слово – потраченные драгоценные секунды. Все действия здесь доведены до автоматизма.



Средства радиолокационной разведки способны обнаружить все объекты, которые пересекут воздушное пространство страны. Анализ производится автоматически. Ещё до подлёта к границе самолёта, ракеты или беспилотника, система понимает, куда направляется судно. Не долетев до рубежа, в воздух должны подняться истребители дежурного звена.

Александр ПОТЕХИН, командир 61-й истребительной авиабазы (г. Барановичи): "Над нашей страной летает огромное количество гражданских лайнеров, и мы должны обеспечить безопасные пролёты в этих трассах. Разное может быть. Может быть, отказ навигации, нарушение использования воздушных пространства. На что естественно войска ПВО реагируют немедленно. Выход любого лайнера за пределы нормативов (выход за трассы, нарушение временных интервалов) – сразу реагируют наши дежурные силы. Это радиотехнические войска, которые оповещают и дальше приводятся в готовность №1. Чтобы принять решения, необходимо опознать, классифицировать и разобраться. Самолёт подходит, связывается, определяет, выясняет. Принимается решение. Оказать помощь, либо вести в рамках эшелона, трассам, по которым он пройдёт. Либо {вырезать повтор} оказать ему помощь для посадки на аэродроме базирования. Возможно даже на гражданских аэродромах. Наши экипажи подготовлены садить лайнеры".

Для этих мирных целей и используют военные истребители. После подтверждения информации, в воздух из Барановичей поднимается дежурный МиГ-29. Благодаря РЛС, за считанные минуты железный ястреб нашёл неопознанное судно. У тяжёлого военно-транспортного Ил-76 отказала система навигации. Самолёт заблудился в небе, и, потеряв ориентир, оказался в Беларуси. Было принято решение оказать помощь бедствующей птице и посадить многотонный борт.



На самом деле Ил-76 – воздушный командный пункт, оснащённый передовыми технологиями. Экран коллективного пользования отображает реальную обстановку на земле и в небе. Как только судно взлетает, значок вмиг появляется на мониторе. Умная техника показывает высоту, скорость и примерный курс движения. С задержкой в 10 секунд здесь видна вся воздушная и наземная обстановка.

Владимир Королёв: "Ил-76 – тяжёлый военно-транспортный самолет. Состоящий на вооружении во многих странах, в том числе и в Беларуси. Многочисленные коммерческие компании по всему миру выполняют транспортные перевозки благодаря этому воздушному судну".

Самолёт Ил-76 – разработан в конструкторском бюро Ильюшина. Всего в мире произведено около тысячи таких машин. Экипаж судна – 7 человек. Практический потолок – 12 тысяч метров. Максимальная взлётная масса – 217 тонн. Самолёт используется для военных и гражданских целей в нескольких десятках стан мира.

Владимир Королёв: "Подобный воздушно-командный пункт собирает всю информацию обо всех судах, находящихся в воздушном пространстве страны. Ведь только за сутки над белорусским небом могут оказаться 1300 самолётов".




Российский А-50 – самолёт дальнего радиолокационного наблюдения ещё один источник информации. Операторы воздушного дозора способны автономно, без наземной поддержки осуществлять поиск летательных средств на расстоянии в 300 км. Их задача – определить тип самолёта, государственную принадлежность и дать точные команды истребителю-перехватчику. А все это время МиГ-29 сопровождал транспортный борт до места посадки. Ближайший аэродром – в Барановичах. Именно там оба самолёта вновь почувствовали землю под шасси.

МиГ-29 – многоцелевой истребитель, созданный в конструкторском бюро Микояна и Гуревича. Главное назначение лёкого высокоманёвринного самолёта – ведение воздушного боя, уничтожение воздушных целей. Взлётная масса – 15 тонн. Максимальная скорость – 2 450 км/ч. Практический потолок – 18 тысяч метров. Истребитель состоит на вооружении в трёх десятках стран мира. Современные истребители МиГ-29 способны выполнять самые невероятные манёвры – область нулевых и отрицательных скоростей для новых поколений МиГов – решаемая задача. Это значит, что нынешние модели этих истребителей способны летать хвостом вперёд и зависать в воздухе.

Пока истребитель сопровождения и транспортник осуществляли посадку, здесь на земле следили за каждым движением небесных тел, скрупулёзно подсчитывая каждую секунду на затраченные манёвры и действия лётчика истребителя. Ведь от грамотности пилота в будущем может зависеть судьба многих.

Владимир Королёв: "Именно этот многоцелевой истребитель и сопровождал команду журналистов. Как признались сами пилоты, у рядового обывателя не хватит даже времени допить чай, а самолёт уже взлетит в небо, если понадобиться".

Подобная реакция – стандартная ситуация в таких случаях. Таков закон противовоздушной обороны всех стран мира. Каждый час небесный коридор проходят десятки самолетов. И полёты должны пройти безопасно. Майор Александр Третьяков – пилот истребителя, один из главных героев этой операции. Его задачи просты лишь на словах. За спиной казалось бы элементарных вещей годы тренировок.

Александр ТРЕТЬЯКОВ, заместитель командира авиационного звена 61-й истребительной авиационной базы (г. Барановичи): "В дежурном звене нет учебных задач. Несение боевого дежурства – это и есть выполнение боевых задач. В воздухе уже можно получить от пункта наведения какие-то ограничения. То есть идёт запрет на включение прицела, применение оружия. И тогда выполняем одну из поставленных задач. Была задача помочь экипажу Ил-76 восстановить ориентировку. И посадить его на аэродроме в Барановичах. По командам наведения меня вывели в район самолёта условно терпящего бедствие. Я обнаружил этот самолёт. Вышел к нему во фронт. Уточнил причину сигнала бедствия".

Из-за своей скорости истребитель годиться лишь для сопровождения самолётов. Низколетящие цели, способные развивать меньшую скорость – удел военных Ми-24.

Ми-24 – транспортный боевой вертолет, разработанный в конструкторском бюро Миля. Стал вторым в мире специализированным боевым вертолётом. Максимальная скорость – 335 км/ч. Перегоночная дальность полёта – 1000 км. Динамический потолок почти 5 тысяч метров. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира.

Вот такие покачивания боевых машинами обозначают перехват. А стало быть, должно следовать за вертолётом. Разбор полётов начнётся уже на земле.

Сергей ТРУС начальник Главного штаба, первый заместитель командующего ВВС и войсками ПВО: "Перехват маловысотных целей является самым сложным. Это обусловлено тем, что средства радиолокации очень короткое время наблюдают эти цели и очень мало времени остаётся для принятия решений на подъём экипажа, постановки задач и перехвата воздушных целей".

В ходе этой боевой подготовки был отработан лишь один из тысячи всевозможных эпизодов пресечения границы. Каждый из вариантов готова просчитать и предугадать умная техника. За созданием подобных систем стоят годы разработок, сложнейшая математика, программно-реализованные алгоритмы, вычислительные комплексы, анализирующие и предсказывающее поведение летательных аппаратов. И если для самолётов и вертолётов ещё существует система предупреждения, то вот для ракет и беспилотников ситуация совсем другая.

В том месте, где границу пересекают ракеты, в бой вступают молниеносные защитники неба. Противоракетная оборона любой страны с точностью до сантиметра должна определить местонахождение, курс и расстояние ракеты или самолёта. Отфильтровать ложные цели а после уничтожить. На каждое действие отведены буквально секунды. Ошибки здесь быть не может. И хотя способность компьютера определять и анализировать цель намного точнее, человеческих расчетов, последняя команда для принятия окончательного решения именно за офицером. Это тот самый случай, когда человек, должен перепроверить все факты машины, которая способная выполнять многомиллиардные операции в секунду. Другого шанса быть не может. Именно поэтому Беларусь располагает одними из передовых систем ПВО. С этого года в нашей стране сформирован полноценный зенитно-ракетный дивизион, состоящий из комплексов Тор-М2.

Тор-М2 – всепогодный тактический зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны. Боевая масса – 32 тонны. Запас хода комплекса – 500 км. По шоссе. Зона поражения по дальности – 15 км, в высоту – до 10 км. Время реакции – 5 секунд. Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения.

Владимир Королёв: "Всепогодный зенитно-ракетный комплекс ТОР-М2 – система предназначена для защиты важных экономических, военных и административнх объектов. В том числе и от самолётов по технологии «Стелс»".

Андрей АРЕФЬЕВ, командир 120 й зенитной ракетной бригады (г. Барановичи): "Одна из лучших в своем классе ЗРК – как показала практика боевых выходов, полигонов. Все стрельбы показали, что он способен выполнять поставленные перед ним задачи. Все выполнены на «хорошо» и «отлично». Подтверждаются все характеристики, которые были в него заложены. На данный момент это одна из лучших систем в своём классе".

Сегодня на вооружении нашей страны находится и семейство ракетных систем С-300. Этот комплекс способен отразить удар вплоть до баллистических ракет. После сигнала боевой тревоги у экипажа этих машин есть несколько минут для отражения атаки.

С-300 – семейство зенитно-ракетных систем, способная поразить цель на расстоянии от 40 до 200-т км. в зависимости от модификации. Комплекс предназначен для обороны крупных промышленных и административных объектов и военных баз. Это первая многоканальная система, способная сопровождать до 6 целей одновременно. С-300 в основном используется в основном в странах Восточной Европы и Азии.

Решение создать систему предупреждения о воздушном нападении, было принято еще в СССР в 1962 году. Сегодня в Беларуси создана мощная сеть радиолокационных станций, позволяющая отслеживать любые летательные объекты, их мощность и скорость.

Олег ДВИГАЛЕВ, командующий ВВС и войсками ПВО Вооруженных Сил Беларуси: "Белорусский военный округ занимал такую позицию, что был на границе Советского Союза. Самые передовые образцы вооружения поступали в Белорусский военный округ. В этом нам повезло. Но время идёт, техника стареет, поэтому с предприятиями ВПК идёт модернизация техники".

Андрей ЛУКЬЯНОВИЧ, командир 50-й смешанной авиационной базы Вооружённых Сил Беларуси: "Все мероприятия боеподготовки спланированы с учётом внешнеполитической обстановки. В том числе и складывающихся реальных вызовов и угроз. Основная задача боеподготовки авиабазы – это совершенствование действий подразделений при переводе с мирного на военное время, повышение квалификаций лётного состава при несении боевого дежурства по ПВО. Действий в составе сил немедленного реагирования".

Вполне возможно, что эти ракеты, никогда не вылетят из пусковых шахт. Но именно ради мира всевозможные военные вертолеты, беспилотники и самолёты готовы в любой момент подняться в воздух, чтобы обеспечить прочный небесный щит.


Автор - Владимир КОРОЛЁВ
Телеоператор - Владимир ТИХОНОВИЧ

Tags: 2014, funnyking, авиа, атн, беларусь, владимир королёв, минск, россия, самолет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments